Служебник № 558. Вторая половина XVI века.

Древнерусский извод.
4º (194 x 153 мм). 153 л.
Без начала и конца.
Нумерация: 1) тетрадей – сохранилась фрагментарно, начиная со 2-й (на л. 3) до 15-й (на л. 76, частично срезано), и вторая сигнатура киноварью, начиная с 1-й (на л. 129 об.) до 4-й (на л. 146); 2) листов – а) арабскими цифрами чернилами в правом верхнем углу, сбита после л. 48; б) библиотечная карандашом на нижнем поле. Судя по нумерации тетрадей, рукопись составлена из двух частей, в начале утрачено 6 листов.
Полуустав двух почерков: 1) на л. 1 – 122; 2) на л. 122 – 153 об.
Заголовки киноварные, в крупных заголовках вязь (на л. 10 об.) или элементы вязи (на л. 81, 82). Тонкие киноварные инициалы, некоторые орнаментированы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
Филиграни: 1) Герб (л. 6/7, 3/10, 1/2, 12/15, 11/16, 21/22, 18/25) – типа Лихачев 3300 (1575 г.); 2) Герб (л. 84/87, 83/88, 82/89, 91/96, 101/102, 98/105, 108/111, 107/112, 106/113) – типа Лихачев 1870 (1567 г.); 3) Герб (л. 27/28, 34/35, 40/41, 38/43, 47/48, 45/50, 54 (верх), 53 (верх), 57 (низ), 58 (низ), 63/64, 60/67, 71/72, 68/75, 77\80, 76 (верх), 81 (низ) – не отожд.; 3) Герб «Лилия» (л. 94, 117/120, 116/121, 114), 123/128, 122/129, 133/134, 132/135, 141/142, 139/144, 149/150, 146/153) – типа Брике 1176 (1587 – 1597 гг.).
Переплет утрачен. Толщина блока: 28/32 мм. Несохранившийся переплет имел крепление на трех шнурах.
Записи, наклейки, печати
На л. 1, 10, 20 – «Библиотеки Новгородскаго Софийскаго собора. 1856 года».
На л. 1 печать-оттиск овальной формы синего цвета с надписью: «Из библиотеки СП[етер]бургской Духовной Академии». Здесь же чернилами крупно – «152», а также бумажная наклейка с шифром: «№ 558. Соф.».
На корешке блока бумажная наклейка с надписью полууставом: «Часть служебника древлеписменнаго без начала и конца», – с вписанным коричневыми чернилами числом «416».
Состояние рукописи удовлетворительное. Брошюровка повреждена. Блок распадается. Многие листы выпадают, затрепаны по краям. На листах следы влияния влаги.

Содержание

Вечерня (без начала) — л. 1 – л. 10 об.
Последование начинается с конца пятой молитвы. После 8-й молитвы приведены вечерние прокимны. Наряду с молитвами имеется и последование вечерни, по окончании которого приведено последование литии.
Утреня (с утратами) — л. 10 об. – л. 23 об.
Из 12-ти молитв начала утрени имеет 9, отсутствует 12-я, 9-я находится после 11-й. Вторая и третья отсутствуют вследствии утраты листов. Затем приведена молитва «Господи святый, иже в высоких живый...» (на своем обычном месте в конце последования эта молитва отсутствует). Наряду с молитвами имеет подробное последование, содержащее, в частности, воскресные прокимны восьми гласов и столпы евангельских чтений.
Отпусты вседневные (без окончания) — л. 23 об. – л. 25 об.
Между л. 25 и 26 лакуна.
Вход священнослужителей в церковь (без начала) — л. 26 – л. 26 об.
Устав облачения и проскомидии — л. 26 об. – л. 35 об.
После облачения имеется молитва священника перед литургией «Владыко Господи Вседержителю, не хотяй смерти грешником...», известная в большинстве пергаменных служебников XIII–XIV вв. (см. Соф. 518), между л. 31 и 32 лакуна. Приношение из шести просфор.
Литургия Иоанна Златоуста (с утратами) — л. 35 об. – л. 49 об.
Между л. 37 и 38 большая текстовая лакуна – от Малого входа до интерцессио анафоры текст утрачен.
Молитва над коливом «Иже вся совершаяй словом Своим, Господи, и повелевый земли всяческия плоды прозябати на веселие и на пищу нам...» и раздача колива — л. 49 об. – л. 50 об.
Литургия Василия Великого — л. 50 об. – л. 81.
Полное последование. Оканчивается тропарем и кондаком Василию Великому.
Чтения Апостола и Евангелия на заупокойных службах (указатель зачал) — л. 81 – л. 81 об.
Написаны по стертому тексту, который был озаглавлен Божественная служба прежесвященная.
Указания о приготовлении запасных Даров (без окончания) — л. 81 об. – л. 81 об.
Озаглавлены «молитва егда закаляется агнец»
Литургия преждеосвященных Даров — л. 82 – л. 97 об.
Атрибутирована Василию Великому. Имеется указание о служении литургии Иоанна Златоуста, если Сретение приходится на Великий пост, но не в понедельник€, и о переносе службы Сретению на сыропустную седьмицу, если Сретение приходится на понедельник Великого поста.
Прокимны и аллилуйя воскресные на литургии — л. 98 – л. 99 об.
Прокимны и аллилуйя дневные — л. 99 об. – л. 100 об.
Прокимны и аллилуйя праздничные — л. 100 об. – л. 114 об.
Службы общие святым — л. 115 – л. 119 об.
Чтения Апостола и Евангелия на различные потребы — л. 119 об. – л. 121 об.
Синаксарь (минейная часть, не полностью) — л. 122 – л. 153 об.
Обрывается на памятях июня.

Последнее обновление данного документа: 30.11.2008.