Служебник № 559. Середина XVI века.

Древнерусский извод.
4º (190 / 192 x 140/147 мм). II + 88 л. + 1 л. вложен (л. III).
Без конца.
Нумерация: 1) тетрадей – частично срезана, начиная с 1-й (на л. 8 об.) до 10-й (на л. 72); 2) листов – а) буквенной цифирью в верхнем правом углу; б) библиотечная карандашом на нижнем поле.
Полуустав одной руки с добавлением другим полууставным почерком на л. 40.
Заголовки киноварные, в крупных заголовках первая строка вязью (на л. 1, 11). Тонкие киноварные инициалы. Небольшие киноварные буквы в тексте. На л. 20 на боковом внешнем поле рисунки креста чернилами и киноварью.
Филиграни: 1) Вепрь (1, 6, 8, 10, 11, 14, 15, 51/52, 67/68, 65/70, 63, 72 и др.) – типа Лихачев 3295 (1554 г.); 2) Герб (на л. I) – не отожд.
Переплет XVII в. – доски в коже с тиснением, с двумя застежками (обе утрачены). Размер: 203/204 x 147/150 x 32/36 мм. Толщина крышек: 5 мм. Крышки с кантами, фаска на кантах. Два плетеных каптала. Корешок с четырьмя бинтами. Крепление переплета на четырех двойных шнурах.
Записи, наклейки, печати
На л. 2, 8, 18 – «Библиотеки Новгородскаго Софийскаго собора. 1855-го года».
На л. 2 печать-оттиск овальной формы синего цвета с надписью: «Из библиотеки СП[етер]бургской Духовной Академии».
На л. 1 на боковом внешнем поле чернилами: «99» (зачеркнуто), «101» (зачеркнуто).
На внутренней и внешней сторонах крышек переплета, на л. I I. II. II, 6, 79 об., 86, 86 об., 88, 88 об. – пробы пера разными почерками (на л. 86 об. читается: «По милости Божии и великих чюдотворцов московских Петра и Алексея и Ионы и Филипа, новгородских чюдотворцов Никиты архи»). На вложенном л. III скорописью XVI – XVII вв. две строки (документ ?).
На л. Iоб. Скорописным почерком XIX в.: «Пол XVI. Оп на 70 л.».
На внутренней стороне верхней крышки переплета бумажная наклейка с шифром: «№ 559. Соф.».
На корешке: 1) бумажная наклейка с надписью полууставом – «Служебник древлеписменной»; 2) бумажная наклейка с шифром: «№ 559. Соф.»; 3) бумажная наклейка с крупной надписью: «№ 559» (отклеилась, вложена в книгу).
Состояние рукописи удовлетворительное. Блок был реставрирован в XVII в. при изготовлении дошедшего переплета: почти все листы подклеены на фальцы (многие отклеились и выпадают из блока). Кожа покрытия повреждена, поцарапана, частично утрачена. повреждена. Корешок порван. Многие листы выпадают. На листах следы влияния влаги.

Содержание

л.I–II – без текста, содержат пробы пера и записи
Устав облачения и проскомидии — л. 1 – л. 10 об.
После облачения имеется молитва священника перед литургией «Владыко Господи Вседержителю, не хотяй смерти грешником...», известная в большинстве пергаменных служебников XIII–XIV вв. (см. Соф. 518). На проскомидии используется шесть просфор. На третьей просфоре поминаются Бесплотные силы.
Литургия Иоанна Златоуста — л. 11 – л. 40.
Перед молитвой оглашенных указание «», т.е. предполагается, что при служении литургии Василия Великого до молитвы оглашенных священник пользуется текстом литургии Иоанна Златоуста. На анафоре тропарь 3-го часа. Оканчивается тропарем и кондаком Иоанну Златоусту.
л. 40 об. – чистый.
Литургия Василия Великого — л. 41 – л. 59 об.
Начальная рубрика «Пой в иоаннове литоргии все до молитвы оглашенных». Начинается с молитвы об оглашенных. Такой тип последования обычно свойственен южнославянским служебникам. Далее следует ектения и молитва о готовящихся к святому просвещению предваряемая указанием: «».
л. 60. – л. 60 об. – чистые.
Литургия преждеосвященных Даров — л. 61 – л. 74.
Озаглавлена .
л. 74 об. – пробы пера.
Вечерня — л. 75 – л. 79 об.
Приведены без чинопоследования 12 молитв вечерни. Это молитвы современного служебника (7 светильничных, молитва входа, молитва прилежного моления и молитва главопреклонения , причем между 4 и 5 светильничных имеется молитва «Благословен еси, Господи Вседержителю, сведый ум человеч...», а также молитва на благословение хлебов на литии «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлеб...».
Утреня — л. 80. – л. 86.
Из 12-ти молитв начала утрени имеет 11, отсутствует 9-я. Описание чинопоследования отсутствует, после 11-ти начальных молитв приведена лишь молитва главопреклонению «Господи святый, живый в высоких...».
Молитва над вином служебным «Господи благый человеколюбче, призри на вино сие и благослови е, яко же благословил еси кладязь Иаковль...» — л. 86 – л. 86.
л. 86 об. – запись о московских и новгородских владыках (без окончания).
Отпусты праздничные — л. 87 – л. 88.
л. 88 об. – пробы пера и записи.

Последнее обновление данного документа: 30.11.2008.