Служебник № 560. Конец XV

начало XVI века ( с вставками первой половины XVII в. (л. 1 – 7, 60, 69). ).

Древнерусский извод.
4º (196 / 200 x 137|140 мм). I + 122 л.
Без конца, с утратами листов в середине (после л. 74).
Нумерация тетрадей не видна. Нумерация листов: 1) арабскими цифрами чернилами в верхнем правом углу, сбита после л. 72,; 2) библиотечная карандашом на нижнем поле.
Полуустав: 1) XVI в. (на л. 8 -59 об., 61 – 68 об., 70 – 121 об.); 2) XVII в. (на л. 1 – 7, 60 – 60 об., 69 – 69 об.). Позднейшие дополнения полууставом на л. 47, 48, 54 об. (частично срезано), 55 об., 56 об., 57 об., 67 об., 80 об., 82, 86, 87, 119, 120, 121 об.
Заголовки киноварные, в крупных заголовках первая строка с элементами вязи. Тонкие киноварные орнаментированные инициалы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
Филиграни: 1) Корона с контрамаркой MV (л. 3/6, 7) – типа ДК 568 (1642 г.); 2) Кувшинчик одноручный (л. 9/12, 17/20, 33/36, 40/43, 47/48, 55/56, 53/58 и др.) – типа Брике 12545 (1487 г.), 12547 (1506 г.) или Лихачев 4047 (1495 г.); 3) Неопред. знак (л. 71/72) – не отожд.; 4) Звезда (л. 62/65, 74 (верх)) – типа Лихачев 1422 (1512 г.); 5) Бумага без филиграни (л. 75 и след.).
Переплет XVI в., реставрирован в XVII в. – доски в коже с тиснением, с одной застежкой на спень в торце верхней крышки (утрачена). Размер: 200/203 x 135/138 x 40/45 мм. Толщина крышек: 9 мм. Крышки без кантов, с желобками на торцах, прерывающимися к углам. Два каптала, остатки губочки на корешке. Корешок поновлен в XVII в., с тремя бинтами. Крепление переплета на трех двойных шнурах.
Записи, наклейки, печати
На л. 2 – 30, 65, 76, 92 скорописью крупно: «Книга Служебъник поп Афанасей Якову отдал сию книгу ... (неразборчиво) руку приложил».
На внутренней стороне верхней крышки переплета: 1) скорописью XVII в.: «192-го (1684 г.) марта в 18 день взят сий Служебник в Яблойской (?) пустыни»; 2) скорописным почерком XIX в.: «XIII в. Оп. на 60-м л.»; 3) остатки текста полууставом крупно на сохранившемся фрагменте листа, служившем форзацом. Здесь же бумажная наклейка с шифром – «№ 560. Соф».
На л. 68 об. скорописью – поминальная запись.
На л. 122 (отклеившийся остаток форзаца при нижней крышке) полууставом крупно поминальная запись (тем же почерком, что и текст на остатке форзацного листа при верхней крышке).
На л. 7 об., 59 – пробы пера разными почерками.
На л. 1, 10, 20 – «Библиотеки Новгородскаго Софийскаго собора. 1855 г.».
На л. 1 печать-оттиск овальной формы синего цвета с надписью: «Из библиотеки СП[етер]бургской Духовной Академии».
На л. I: 1) скорописным почерком крупно – «Служебник»; 2) «121»; 3) карандашом: «На 6 пр.», «При князе», «1 полов.», «Кувшин».
На корешке: 1) бумажная наклейка с надписью полууставом – «Служебник древлеписменной без конца», вписано – «166»; 2) бумажная наклейка с шифром: «№ 560. Соф.».
Состояние рукописи удовлетворительное. Многие листы подклеены вержированной бумагой, некоторые выпадают (л. I, 110, 115). На листах следы влияния влаги, капель воска. На л. 3 прожженная дыра. На л. 45 текст перечеркнут перекрещивающимися чернильными линиями, так же перечеркнуты три строки на обороте этого листа. На л. 103 об., 112 об., 113, 114, 114 об. текст замаран кругообразными линиями черными чернилами.

Содержание

Вечерня — л. 1 – л. 14 об.
Приведено полное последование службы, включающее вечерние прокимны на все дни, л. 7 об. без текста, с л. 8 лития на всенощной, указание о чтении канон и молитвы св. Троице при отсутствии всенощного бдения и текст молитвы св. Троице.
Утреня — л. 14 об. – л. 27 об.
Из 12-ти молитв начала утрени имеет 11, отсутствует 12-я, а 9-я находится после 11-й. Далее следует подробное описание последования, причем перед чтением евангелия указана 9-я молитва (такую же схему утрени имеют служебники Соф. 525, Соф. 529, Соф. 534 и др.). Приведены прокимны восьми гласов и столпы евангельских чтений.
Отпусты вседневные — л. 27 об. – л. 29 об.
Отпусты праздничные — л. 29 об. – л. 32.
Слово учительное св. Иоанна Златоуста на святую Пасху — л. 32 – л. 35.
После текста «Слова учительного ...» приведен текст пасхального евангельского чтения (Иоанн, 1, 1–18).
Последование воскресного молебна Богородице — л. 35 – л. 40.
Молебен начинается с пения канона Благовещению, евангельского чтения на Благовещение (приведен текст перикопы), пения тропаря Благовещению. Приводятся особые прошения ектении на различные требы.
Панихида — л. 40 – л. 44 об.
Заупокойная служба. В конце последования указаны прокимны и чтения на панихиде на все дни недели.
Молитва на освящение церкви — л. 44 об. – л. 44 об.
Устав облачения и проскомидии — л. 45 – л. 52 об.
Между л. 44 и л. 45 утрачены листы. На л. 45 – прокимны вечерние (без начала, с вечера четверга). Устав облачения и проскомидии заголовка не имеет, начинается с рубрики «Хотящу иерею Божественную совершати тайну...». Весь текст на л. 45 и в начале л. 45 об. перечеркнут (и прокимны, и начало устава облачения). На проскомидии используется шесть просфор.
Литургия Иоанна Златоуста — л. 52 об. – л. 76.
На Великом входе указания «аще ту будет князь...». На эпиклесисе анафоры тропарь 3-го часа.
Молитва над кутьей «Иже вся совершая словом Своим, Господи...» — л. 76 – л. 76 об.
Молитва над приносимым плодом «Благодарим Тя, Господи Боже наш, и приносим начатки плода сего...» — л. 77 – л. 77 об.
Литургия Василия Великого — л. 77 об. – л. 98 об.
На анафоре тропарь 3-го часа. Полное последование.
Уставное указание о литургии преждеосвященных Даров — л. 98 об. – л. 98 об.
Указание о приготовлении Даров и священных сосудов к литургии. Содержит напоминание о том, что при приготовлении преждеосвященного Агнца молитва предложения не произносится.
Литургия преждеосвященных Даров — л. 99 – л. 109 об.
Атрибутирована Василию Великому. Имеется указание о служении литургии Иоанна Златоуста, если Сретение приходится на Великий пост, но не в понедельник, и о переносе службы Сретению на сыропустную седьмицу, если Сретение приходится на понедельник Великого поста.
л. 110 – вложен, на нем записана молитва покаянного характера от первого лица.
Прокимны и аллилуйя воскресные на литургии — л. 109 об. – л. 112.
Прокимны и аллилуйя дневные — л. 112 – л. 112 об.
Молитвы от всякия скверны «Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру...» — л. 112 об. – л. 113 об.
Молитва над вином «Господи Боже наш, благый человеколюбче, призри на вино сие и благослови е Духом Твоим святым...» — л. 113 об. – л. 114.
Чин омовения мощей — л. 114. – л. 117 об.
Чин причащения больного на дому — л. 118. – л. 119.
Молитва священника перед литургией «Господи Боже наш, един благый человеколюбец, един свят на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру...» — л. 119 об. – л. 120 об.
Схожа с молитвой от всякия скверны, но имеет более пространный текст.
Молитва прощальная, глаголема от архиерея или от духовного отца хотящему причаститися «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сыне и Слово Бога живаго, Пастыре и Агнче, вземляй грехы миру...» (без окончания) — л. 120 об. – л. 121 об.

Литература

Муретов 1895a, с. 37
Последнее обновление данного документа: 30.11.2008.