Служебник № 561. Вторая половина XVI века.

Древнерусский извод.
4º (189/190 x 132 мм). 267 л. Без начала.
Нумерация: 1) тетрадей – частично срезана, прослеживается, начиная со 2-й (на л. 2); 2) листов – а) чернилами арабскими цифрами в верхнем правом углу листов, сбита после л. 142; б) библиотечная карандашом на нижнем поле. Судя по нумерации тетрадей, в начале утрачено 7 листов.
Полуустав одной руки. Добавления скорописью разных почерков на вложенных л. 42, 83, 155.
Заголовки киноварные, в крупных заголовках первая строка с элементами вязи. Тонкие киноварные инициалы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
Филиграни: 1) Рука – а) (л. 5/6, 3/8, 13/14, 19/24, 18/25, 28/31, 33/43, 34/41, 36/39, 45/48, 54/55, 60/65, 78/79, 82/92, 103/104, 101/106, 110/113, 115/124, 132/139, 143/144, 159/162, 158/163 и др.) – типа Брике 11009 (1573 г.); б) (л. 52/57, 50/59, 70/71, 68/73, 86/89, 84/91, 94/97, 99/108, 117/122, 116/123, 126/129, 133/138, 131/140, 151/152, 156/148, 200/201, 207/210, 224/225, 232/233, 239/242, 248/249, 246/254 и др.) – типа Лихачев 1862 (1563 г.); 3) Вепрь (л. 253, 255/256, 259, 265, 266, 262, 261) – типа Лихачев 3339 (1576 г.); 4) Герб, только нижняя часть (л. 42) – не отожд.; 5) Кувшинчик (?), только верхняя часть (л. 83 (не отожд.).
Переплет – доски в коже с тиснением. Использованы крышки от разных переплетов, причем нижняя крышка – от переплета «в затылок». Размер: верхняя крышка – 195/197 x 135/140 x 10 мм; нижняя крышка – 193 x 135/137 x 6 мм; толщина блока с крышками 55/56 мм. Верхняя крышка (вероятно, исконная) имеет желобки на торцах и остатки губочки, покрыта тисненой кожей. Нижняя крышка с фаской на кантах – от переплета «в затылок», поволочена кожей на одну треть. Корешок с четырьмя бинтами. Застежки утрачены; судя по дырам, переплет имел две застежки, а впоследствии – одну застежку посередине. Крепление переплета на четырех шнурах.
Записи, наклейки, печати
На л. 190 – 198 скорописью: «Лета 7123-го сент в 15 дал сию книгу Служебник Герасим Анфимов а прозвищу Бажен по родителех своих священнику Филарету, а подписал своею рукою».
На л. 267 об. (внизу на подклейке) скорописью: «Служебник Бережнодубровской волости».
На л. 1, 10, 20 – «Библиотеки Новгородскаго Софийскаго собора. 1855 года».
На л. 1 печать-оттиск овальной формы синего цвета с надписью: «Из библиотеки СП[етер]бургской Духовной Академии». Здесь же крупно – «266», а также бумажная наклейка с шифром: «№ 561. Соф.».
На внутренних сторонах крышек переплета: на верхней – пробы пера, черными чернилами – «№ 561»; на нижней – скорописным почерком XIX в. – «XV в. Оп. на 15 л.».
На корешке: 1) бумажная наклейка с надписью полууставом – «Служебник древлеписменной без начала», вписано – «51»; 2) бумажная наклейка с шифром: «№ 561. Соф.». В рукопись вложена отклеившаяся от корешка бумажная наклейка с крупной надписью – «№ 561».
Состояние рукописи удовлетворительное. Брошюровка повреждена. Первые тетради и некоторые листы выпадают. В конце блока многие листы подклеены вержированной бумагой. Верхняя крышка переплета утратила физическую связь с блоком книги.

Содержание

Вечерня (без начала) — л. 1 – л. 15 об.
Начинается с мирной ектении. Последование описано подробно, приведены прокимны на все дни недели. По окончании вечерни приведено последование литии на Всенощном бдении. При отсутствии Всенощной указано по окончании вечерни петь канон Живоначальной Троице (текст не приводится). По окончании канона – молитва «Всемогущая и животворящая святая Троице и светоначальная, яже мирную всякую и премирную тварь за единую благодать от несущих проводяй...». После текста молитвы приведена ектения из последования полуночницы и повечерия.
Утреня — л. 15 об. – л. 34 об.
Последование описано подробно, приведен текст прокимнов всех 8-ми гласов, столпы евангельских чтений. Содержит все молитвы современного последования утрени, однако порядок молитв иной: на 7-ом месте следует 10-я молитва по современному служебнику, на 8-ом — 7-я, на 9-ом — 8-я, на 10-ом — 11-я, на 11-ом — 12-я. Девятая (по современному служебнику) молитва «Восияй в сердцих наших, Владыко, богоразумия Твоего неприступный свет...» названа молитвой пред Евангелием, текст ее приводится после 11-ти начальных молитв утрени. Такой же порядок следования молитв утрени имеет служебник Соф. 532.
Отпусты вседневные — л. 34 об. – л. 37 об.
Отпусты праздничные — л. 37 об. – л. 43.
Заупокойная лития — л. 43 – л. 46.
Последование состоит из заупокойной ектении, молитвы «Боже духовом и всякой плоти...» и заупокойного отпуста.
Молитва над вином хотящим служити «Господи Боже наш, благый человеколюбец, призри на вино се, и благослови е, яко же благословил еси кладязь Иаковль...» — л. 46 об. – л. 46 об.
Молитва над кутьей «Иже вся совершая словом Своим, Господи, и повелевый земли всяческия плоды прозябати на веселие на пищу нам...» — л. 46 об. – л. 48 об.
Молитва егда служити священнику божественная литургия, вшед в олтарь «Господи Боже наш, един благый и человеколюбец, един свят и на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру явльшимся ему видением...» — л. 48 об.– л. 51 об.
Устав облачения и проскомидии — л. 51 об. – л. 59.
На проскомидии используется шесть просфор.
Литургия Иоанна Златоуста — л. 59 – л. 102 об.
Тропарь третьего часа на анафоре отсутствует.
Литургия Василия Великого — л. 102 об. – л. 134 об.
Начинается с молитвы предложения «Боже, Боже наш, иже небесный хлеб пищу всему миру...». Содержит полное последование. На анафоре имеется тропарь третьего часа.
Литургия преждеосвященных Даров — л. 134 об. – л. 154 об.
Озаглавлена .
Содержит указание о служении литургии Иоанна Златоуста на Сретение, если Сретение приходится на Великий пост, но не на понедельник первой недели поста (случай, когда Сретение приходится на понедельник первой недели поста, не оговаривается). Перед причащением священнослужителей указано следующее: Дьякон: «Исполни, владыко». Иерей, вкладая часть в святый потир, глаголя: «Исполни, владыко» (так!). Дьякон: «Аминь». Теплота не упоминается. Заканчивается обычными молитвами заамвонной и на потребление Даров.
л. 155 – л. 155 об. — вкладной. Почерком XVII в. На л. 155 тропарь и кондак Григорию Двоеслову и окончание литургии преждеосвященных Даров. На л. 155 об. тропарь и кондак преподобному Алексею.
Прокимны и аллилуйя воскресные — л. 154 об. – л. 157 об.
Прокимны и аллилуйя дневные — л. 157 об. – л. 159.
Синаксарь, минейная часть — л. 159 – л. 233.
Синаксарь, триодная часть — л. 233 – л. 254 об.
Службы общие святым, заупокойные и на различные требы — л. 254 об. – л. 261 об.
Молитва пращаная глаголема от архиерея или от духовнаго отца хотящему причаститися божественных и животворящих Таин, пращая ему волная согрешения и неволная, и всяко проклятие и клятву, глаголема от архиерея «Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сыне и Слове Бога живаго...» — 261 об. – л. 264 об.
Молитва вторая «Господь премилостивый, да ущедрит Тя Господь Иисус Христос...» — 264 об. – л. 265.
Молитва егда хощет служити священник... «Господи Боже наш, един благ и человеколюбец, един свят и на святых почиваяй, иже верховному Твоему апостолу Петру явлошуся ему видением...»л. 265 – л. 266 об.
Тропарь и кондак Василия Великого — л. 266 об. – л. 267.
Тропарь и кондак Иоанна Златоуста — л. 267 – л. 267 об.

Последнее обновление данного документа: 30.11.2008.