Служебник № 562. Середина XV века.

Древнерусский извод.
4º (213 / 215 x 142/144 мм). 129 л.
Нумерация: 1) тетрадей – сохранилась фрагментарно, начиная с 3-й (на л. 17); 2) листов: а) арабскими цифрами чернилами в верхнем правом углу; 2) библиотечная карандашом на нижнем поле.
Полуустав одной руки – писец священноинок Иона.
На л. 16 об. заставка балканского стиля тонкого рисунка – контуры киноварью, с заполнением фонов синей, зеленой, светло-коричневой красками и киноварью. Заголовки киноварные, в крупных заголовках первая строка вязью. Киноварные орнаментированные и тонкие киноварные инициалы. Небольшие киноварные буквы в тексте.
Филиграни: 1) Цветок (л. 4/5, 20/21, 27/28, 35/36, 32/39, 43/44, 42/45, 46/41, 51/52, 49/54, 48/55 и др.) – типа Лихачев 875 (1417 г.); 2) Герб Рожок с лилией (л. 9/16 ) – типа Брике 7863 (1432 г.); 3) Герб (л. 12/13) – типа Лихачев 2603 (1460-е гг.), 2613 (серед. XV в.); 4) Голова быка (л. 56, 58, 67/68, 66/69, 89/94, 98/101 и др.) – типа Пик Бык XII,177 (1454–1456 гг.).
Переплет – доски, поволоченные узорной тканью, с двумя ременными с прорезной петлей застежками на спни в торце верхней крышки (одна утрачена). Размер: 208/210 x 135/140 x 35 мм. Толщина крышек: 7/8 мм. Крышки без кантов, с желобками на торцах. Корешок кожаный (отстал от блока и верхней крышки). Сохранился один каптал, плетеный из цветных ниток вокруг основы из кожи (оторван, держится на креплении лишь за один конец). Крепление переплета на четырех шнурах.
Записи, наклейки, печати
На л. 1, 1 об., 2 записи полууставом рукой писца: «За молитв святых отець наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь. Арип. Повелениемь раба Божиа», «Жрется агнецьа Божии», «Господи помози рабу своему Ионе многогрешному священноиноку» (на л. 1 об.), «За молитву святых отець наших Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй нас. Аминь. Арип».
На л. 2 скорописью: «Служебник Вяжицкого монастыря».
На л. 1, 10, 20 – «Библиотеки Новгородскаго Софийскаго собора. 1855-го года».
На л. 1 печать-оттиск овальной формы синего цвета с надписью: «Из библиотеки СП[етер]бургской Духовной Академии». Здесь же: 1) чернилами крупно – «128»; 2) карандашом – «На 8».
На л. 2 об. скорописным почерком крупно: «Служебник».
На внутренней стороне верхней крышки: 1) карандашом скорописным почерком: – «Между 1442 – 1466-м», и замечания о водяных знаках; 2) скорописным почерком XIX в. – «XV в. Оп. на 21 л.». Здесь же бумажная наклейка с шифром – «№ 562. Соф».
На корешке: 1) бумажная наклейка с надписью полууставом – «Служебник, писанной уставом, неполный», вписано – «140»; 2) бумажная наклейка с крупной надписью «№ ...» (оборвана).
Состояние рукописи удовлетворительное. Брошюровка повреждена, некоторые листы выпадают (л. 8 – 10,15 – 17, 105 – 110). Тканевое покрытие переплета сохранилось фрагментарно, на верхней крышке полностью утрачено.

Содержание

л. 1–2 – без текста.
Устав облачения и проскомидии — л. 3 – л. 16.
На проскомидии используется восемь просфор.
Литургия Иоанна Златоуста — л. 16 об. – л. 48 об.
На анафоре тропарь 3-го часа. Описание чина соединения Даров отсутствует. Теплота благословляется священником так:
Устав об окончании литургии (без окончания) — л. 49 – л. 49 об.
Озаглален «Ведомо да есть, яко неописано в ряду службы кончивания святыя литургия великим Филофеом во мнозех местех обретаем. Сице пред литургиею. Тако кончати обретаем и от соборных церквей и известно ведующих святителей великих, яже в самом Царьграде, в святей Софии творимо есть, како от них вопрошавше уведахом».
Описано последование литургии после раздачи антидора и пении 33-го псалма.
Между л. 49 – л. 50 утрачены листы.
Отпусты дневные и праздничные (без начала) — л. 50 – л. 53.
Вечерня — л. 53 – л. 60 об.
Заглавие «Молитвы вечерни глаголет священник откровенною главою». Приведены без чинопоследования из 9 вечерних молитв. Набор молитв резко отличается от большинства последований: после первых двух вечерних молитв следует молитва «Владыко Господи Боже наш, наслаждейся в сий день видением твари Твоея великия и Тебе сдетеля всяческим и преславных чюдес творца...», «Тебе присносущаго и невечерняго света, Боже наш, в немже несть пременения в нынешнее время вечера хваляще молим...», «Боже, приемляй непрестанное славословие от неусыпающих небесных разумных святых Сил, имже несть света вещественнаго, но присносущее сияние...», «Владыко Господи Боже, Вседержителю, непостижимый и первый свете, недомыслимая сила составныя Твоея мудрости, Отче единочадаго Сына и животворящаго Духа...». Далее следует молитва входа, сугубая ектения, молитва главопреклонения. Завершает последование молитва «Боже великий и страшный, имеяй един бессмертство...».
Утреня — л. 60 об. – л. 70 об.
Последование начинается с трех обычных молитв, четвертая молитва «Владыко Господи Отче Вседержителю, сокровище благых, Тебе молимся недостоинии раби Твои, от Тебе милости просим на помощь и на заступление нашему смирению...», в качестве пятой молитвы выступает шестая по современному служебнику, в качестве шестой – седьмая и т. д. Последняя 12-я молитва начала утрени отсутствует, а нынешняя 9-я находится после 11-й. Далее приведено последование утрени кончающееся молитвой главопреклонения.
Последование литии на Великой вечерни — л. 70 об. – л. 75.
Панихида — л. 75 – л. 88 об.
Озаглавлена «Правило над коливом умерших».
Молитвенное правило ко причащению — л. 89 – л. 109 об.
Последование озаглавлено «Воследование святых общений прежде причащения». Содержит молитвы перед причастием и благодарственные молитвы по причащении.
Молитва глаголема от архиерея или от духовного отца хотящему причаститися... «Господи Иисусе Христе, Боже наш, и Сыне и Слово Бога живаго, Пастыре и Агнче, вземляй грехы миру...» — л. 109 об. – л. 113 об.
Молитва от всякия скверны «Господи Боже наш, един благый и человеколюбец, един свят иже в святых почиваяй, иже верховному апостолу Твоему Петру явльшуся ему видением...» — л. 113 об. – л. 115 об.
Молитва другая тому ж «Господь премилостивый да ущедрит тя, Господь Иисус Христос вся прошения твоя благая да даст тебе, Господь всемогый да избавит тя от всякыя напасти...» — л. 115 об. – л. 116.
Молитва над кутьей «Иже вся совершивый словом Твоим, Господи...» — л. 116 – л. 117.
Молитва святаго Антиоха «Вседержителю, Слово Отчее, сам совершен сый Иисусе Христе, многаго ради милосердия Твоего николиже отлучаяся от Своих раб...» — л. 117 – л. 118.
Молитва над вином служебным «Господи Боже наш, благый человеколюбче, призри на вино сие и благослови е, яко же благословил еси кладязь Иаковль...» — л. 118 – л. 118 об.
Молитва начати вино или мед «Господи Иисусе Христе, Боже наш, преложивый воду в вино в Кана Галилейстемь браце и славу Свою явле учеником Своим...» — л. 118 об. – л. 119.
Молитва в неделю цветную над вербой «Господи Боже Вседержителю, сказавый ковчегом образ церковный...» — л. 119 – л. 119 об.
Молитва на очищение церкви, егда скочит пес в церковь «Господи Иисусе Христе, Боже наш, оцещая скверну человеком бещисленым Твоим человеколюбием...» — л. 119 об. – л. 120.
Молитва на очищение церкви от еретик «Владыко Господи Боже Вседержителю, молим Тя, милостиваго помощника о гресех наших, аще кая скверна бысь от еретик...» — л. 120 об. – л. 121.
Молитва над кленшихся дерзостью «Боже, сведый немощь и удобь погыбения роду человечу и мыслий наших ум...» — л. 121 – л. 121 об.
Молитва над сосудом оскверншим «Господи Боже наш, рекый верховному апостолу Своему Петру в сосуде плащаничнем...» — л. 121 об. – л. 122.
Молитва всякому, аще впадет что скверно в сосуд... «Святый Владыко Господи Иисусе Христе, Боже наш, иже Твоим милосердием и на землю пришествием всяко нечисто и вражие разруший...» — л. 122 – л. 124.
Прокимны воскресные 8 гласов — л. 124 – л. 125.
Прокимны воскресной утрени — л. 125 – л. 125 об.
Прокимны, алиллуйа и причастны дневные — л. 125 об. – л. 126 об.
Служба общая святым — л. 126 об. – л. 127 об.
Прокимны вечерние — л. 127 об. – л. 128.
Возгласы при пении канона на Святую Пасху — л. 128 – л. 128 об.

Литература

Муретов 1895a, с. 37
Petrovskij 1908, p. 899–928
Последнее обновление данного документа: 10.01.2009.